<< На главную ¤ < Начало раздела ¤ Дальше >
КуМир


В гостях в нашей "Блинной"

Катя СЛАУТА

Нельзя сказать, чтобы ровесники Виктора Цоя были нынче забыты старшим поколением или совсем неинтересны младшему. Но "феномен Цоя" в том, что он, как никто другой, популярен на протяжении стольких лет. Похоже, что молодежь восьмидесятых годов передала своим детям любовь к нему - любовь, перешедшую у многих в поклонение, в обожествление. Может быть, все дело в том, что он, уйдя из жизни молодым, так молодым и остался? Или нынешние юные почитатели - в том числе автор этой страницы - находят в его песнях, в самой его личности что-то столь же важное для себя?
Впрочем, любовь, а тем более культ не нуждаются в осознании...

Катя учится в 11 классе московской школы №179. Печаталась в окружной газете "Только мы", журнале "До 16 и старше". Собирается стать журналистом.

БЛОХИНА, 15

Это трудно назвать музеем. Подвалы обычно не носят таких титулов. Но этот подвал особенный. Музеем, а точнее музеем-клубом, он стал недавно - год назад, а раньше назывался котельной. Но и котельная была особой. В далеком 1986 году на работу сюда устроился Виктор Цой. Здесь же кочегарили Александр Башлачёв, Олег Котельников, Вячеслав Забелин, отметились Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Игорь Тихомиров… Как много знаменитых имен приютил тесный подвальчик, странное место с еще более странным названием - "Камчатка"!

Две девочки, поклонницы творчества Цоя, которых родители бог весть как отпустили одних в чужой, незнакомый город, примчались сюда специально, чтобы побывать в знаменитой кочегарке и окунуться в атмосферу былого времени. Только им предстоит пройти еще немало препятствий перед тем, как тяжелая дверь котельной откроется, впустив в теплую колыбель русской рок-культуры…


Приключения с кодовым названием "В поисках Камчатки" начались с того момента, как мы очутились в питерском метро, немудреная схема которого, как известно, состоит всего их четырех почти прямых недлинных веточек. И вот мы, привыкшие к московским двенадцати, образующим немыслимо запутанную паутину, умудрились заблудиться. Кочегарка расположена на станции метро "Спортивная", до которой кратчайший путь пролегает через некую "Адмиралтейскую"… Не меньше получаса мы прыгали с ветки на ветку в поисках заветной "Адмиралтейки". Совсем выдохшись и спросив наконец человека, по нашему мнению, осведомленного о местонахождении призрачной станции, мы получили неожиданный ответ: "Девочки, нет такой", - после чего решительно выкинули отпечатанные в Москве путеводители и, отбросив мысль о возможных "кратких путях", добрались до "Спортивной". Здесь нас поджидала очередная неожиданность…

- Кать, глянь… - сказала Альбинка, ступив на платформу.

На противоположной стороне станции, где, по идее, должны ходить поезда в обратном направлении, расстилался гладкий пол, без рельсов, а с обеих сторон предполагаемой платформы значился тупик…

- Здесь что, поезда только в одну сторону ходят?

Честно говоря, мне было уже все равно, и, уставшая, в дурном расположении духа, я потащила свою недоумевающую подругу на поверхность. (Впоследствии мы открыли для себя, что станция эта двухъярусная и на нижнем ярусе поезда идут-таки обратно…) Улица Блохина нашлась на удивление быстро, и после десяти минут быстрой ходьбы мы уже приближались к зданию, которое узнали издалека по фотографиям, недавно распечатанным из Интернета.

- Слушай, а это не мираж? - в свою очередь удивлялась я.

"Блохина, 15" - словно кричала табличка на углу кирпичного дома, бывшего общежития. Ни секунды не мешкая, мы направились во двор, попутно читая надписи на стенах: "В. Цой лучше всех на белом свете!", "Цой! Весь мир помнит тебя! Даже спустя столько лет…" - нет, мы не ошиблись адресом. А завернув за угол, оказались в маленьком цоевском мирке: все здание по периметру пестреет трогательными посланиями, посвящениями, рисунками; стоит подгнившая, утопающая в горе бытового мусора небольшая, но уютная яркая сценка с изображением гитары; а вот тот самый Витин горельеф, фото которого мы видели в Интернете, совсем недавно, а теперь он перед нами, настоящий… Цветы, сигареты, банки, бутылки… Вот же он, заветный подвальчик, к которому мы так долго шли, неприметный с первого взгляда: каменные ступени вели вниз к чугунной двери с надписью "Я люблю Камчатку". Коленки затряслись от предвкушения, и от удовольствия защекотало в животе. Только мы хотели сделать первый, чуть опасливый шаг по лестнице, как нас окликнул пьяный севший голос:

- Куда?!

Мы обернулись. Пошатываясь, выписывая ногами немыслимые узоры, к нам приближались двое немолодых людей, изрядно выпивших.

- Куда? - повторил вопрос один из них.

- Н-нам? Т-туда вон. В "Камчатку", - промямлили мы.

- Зачем? - дыхнул перегаром дотошный немолодой человек, отчего у меня на некоторое время отнялся язык.

- Просто так, мы очень любим Виктора и хотели бы побывать там, где он работал. В котельной, то есть. Там, говорят, теперь музей?.. - начала тараторить Альбинка.

- Ага. Только туда не так просто попасть, - пережевывая собственный язык, ответил другой немолодой человек.

- Да?.. А почему? - упав духом, спросили мы.

- Ну, деньги нужны, - и тут последовал долгий обстоятельный рассказ о том, как злые "камчатники" однажды потребовали с посетителей аж "штуку", что окончательно испортило нам настроение: таких денег у нас не было.

- Да ладно, девщонки, мы вам поможем, - обнадеживающе промычал дотошный немолодой человек. - Три раза звякните в дверь и, если начнут вымогать, скажите, что знаете Петровича - он пригласил. Тока аккуратней с ним, с самим Петровичем-то! - Здесь мы выслушали очередную длинную сагу. На этот раз - о гадких и мерзких похождениях особо опасного обитателя "Камчатки" с подпольной кличкой "Петрович"…

- Удачи, девщонки! - в прокуренными голосами крикнули изрядно выпившие немолодые люди и, с трудом передвигая ногами, удалились… Трудно описать наше состояние. Запуганные ужасающими мифами и легендами о "камчатских" монстрах, мы уже не хотели ничего - на Камчатки, ни Чукотки, ни Аляски…

- Ка-ать, может, не надо?.. - начала было Альбинка. Но неужели мы вот так просто уйдем, даже краем глаза не взглянув на то, к чему так долго шли, - как до самой настоящей Камчатки?!

Невзирая на трясущиеся коленки, которые дрожали уже совсем не от удовольствия, а от страха, я протянула руку к звонку, и мой палец уже почти достиг его, как вдруг:

- Здравствуйте, девушки! - донесся сверху приятный голос (не пьяный и не прокуренный, чему мы даже удивились), - Если вы в котельную, то она еще закрыта. Но вы вовремя.

Мы поздоровались с внезапно появившимся человеком - совсем не страшным, кстати, - и поспешили сообщить:

- А мы Петровича знаем!

- Петровича? Ну, заходите.

Нежданный спутник гостеприимно открыл дверь.

Мы прошли в маленькое помещение, плохо освещенное, с низким облупившимся потолком и большим водогрейным котлом в центре, по одну сторону от которого теснился мини-бар, а по другую - несколько деревянных столов и лавок, выстроенных около крошечной возвышающейся ступеньки, пятачка, заваленного колонками, усилителями, микрофонами и проводами, - нечто напоминающее сцену. Все здесь казалось почти игрушечным, но по-кукольному уютным и теплым. В следующую секунду в нос ударил запах. Питерские к этому запаху привыкли, они его уже не чувствуют, а у нас в Москве такого нет… Вы знаете, как пахнет рок? Дерево, старые струны, портвейн, уголь, табак - приторное сочетание, рассеявшееся по городу, и наибольшая его концентрация осела здесь, в этой котельной…

Альбинка помчалась фотографировать, а я просто стояла, моргала глазами и оглядывалась по сторонам. Стены "Камчатки" задрожали первыми аккордами очень известной песни. Внутри у меня тоже задрожало, а потом по щеке прокатилось что-то очень теплое… Я так и не поняла, почему заплакала… Играла "Группа крови".

- Простите, а можно заснять? - придя в себя и вспомнив о видеокамере, спросила я нашего спутника.

- Конечно, снимайте.

Удивившись, что за это не требуют денег, я незамедлительно начала съемку. Объектив видеокамеры заскользил по стенам котельной, изображение немного потрагивало - руки все еще тряслись… Медленно поплыли рисунки Виктора. Следующий кадр - застекленный стеллаж, где стоят уже запылившиеся редкие и даже эксклюзивные книги ("Солдаты русского рока" Дидурова, "В. Цой" издательства "Новый Геликон"), раритетные и самиздатовские журналы, дипломы и грамоты группы "КИНО", пара фотографий… Крупным планом - уникальные экспонаты: двенадцатиструнная акустическая гитара, купленная Виктором еще в 1978 году, пишущая машинка "Москва", на которой Цой печатал свои тексты для "литовки"; электропроигрыватель "Юность-301", на котором Витя в 70-х прослушивал грампластинки… Внезапный писк восторга, а затем радостный смех - это наша реакция на самый, пожалуй, интересный объект экспозиции: термос из полистирола, емкостью 3 литра, с которым в пивную точку на улице Космонавтов ходили за пивом Виктор Цой и компания…

Несколько минут не смолкали щелчки фотоаппарата и громкие возгласы, доносящиеся то из одного, то из другого угла - по мере нашего передвижения от экспоната к экспонату.

- Девчонки, а вы откуда?

- Мы из Москвы. Простите, а… вы кто? - не удержавшись от ребяческого любопытства, все-таки задали мы свой неделикатный вопрос.

- Я, так сказать, администратор! - он простодушно усмехнулся. - А зовут меня Фузель. Ладно, москвички! Раз уж вам здесь так нравится, пройдемте в следующий зал экспозиции! - и открыл дверцу, ведущую в совсем уже крошечное помещение, заваленное разного рода кочегарными прибамбасами настолько, что едва хватало места развернуться. В глаза снова бросились стены, обклеенные газетными статьями с кричащими заголовками: "Они чуть не утонули в болоте за В. Цоя", "Он не был ни демоном, ни ангелом". Вырезки, фотографии, календари, открытки… А вот бесценный экспонат - табель на рабочих за январь 1987 года, куда вписаны такие фамилии, как Башлачёв, Цой, Фирсов, Соколков…

- Девчонки, обратите внимание вот на эту картину, - указал нам Фузель на холст с изображением крылатого ангела с гитарой в руках. - Написала девушка, такая же, как вы, поклонница Цоя. Так она его представляет - ангелом.

- Простите, - через несколько мгновений, придя в себя от увиденного, спросили мы, вылупившись на громоздкий предмет, чудом поместившийся здесь. - А это случайно не тот диван, на котором сидели Виктор, Майк, Африка и другие в фильмах "Рок" и "Йа-х-ха!"?

- Он самый!

Прыгая в восхищении вокруг знаменитого дивана, мы не заметили, как Фузель отлучился, а когда вышли из каморки, его место за столом занимал какой-то человек - долговязый, худой. Проседь в волосах, в руках чувствовалась сила, - может, кочегар?

- Простите, а где администратор?

- Ну, я администратор.

- Мы ищем Фузеля. А вы, простите, кто? - снова задали мы неделикатный вопрос.

- Собсно, я Петрович.

…На несколько секунд мы впали в ступор. Перед нами сидел тот самый "особо опасный камчатник", ужасные байки о котором мы только что слушали…

- Да вы проходите, не стесняйтесь, девщонки!.. Я тут с 82-го года пашу. С Витькой вашим дружбу водил!

От сердца вроде отлегло. Этот Петрович совсем не такой страшный, как нам рассказывали. Очень даже добрый и гостеприимный: минут десять нас уговаривал чем-нибудь угоститься. А то, что не совсем трезвый, так это ничего - зато душа нараспашку! Но была причина для очередного ступора: мы никак не могли осознать, что перед нами человек, хорошо знавший Витю… Так много хотелось расспросить, узнать, рассказать самим… Альбинка сориентировалась первая:

- А-а… Какого роста был Виктор?

- У-у-у… высокий! Метр девяносто, не меньше! Да вы садитесь, девщонки, угощайтесь!

Пришлось согласиться на фрукты, и, нехотя жуя бананы, мы продолжили беседу:

- А вы были знакомы только с Виктором или вообще со всей рок-тусовкой? - наконец очнулась я.

- Да я ведь их всех знал, девщонки! И Костика, и СашБаша, и Свинью… Всех! (То есть, Константина Кинчева, Александра Башлачёва, Андрея Панова по кличке "Свин".)

Мы с головой погрузились в разговор. Язык у Петровича развязался, и мы долго слушали о жизни маленькой питерской кочегарки, о похождениях веселой рок-компании, о семье Виктора Цоя и о философском отношении к жизни…

Фузель вернулся так же неожиданно, как и исчез.

- Держите, девчонки, - протянул он нам коробочку. - Это вам.

Дрожащими руками мы приняли подарок. Это была видеокассета. "АССА" - в кинокартине Сергея Соловьева Виктор Цой снимался в 1987 году. - "Игла" в Германию уехала, тоже в качестве презента. Осталась вот только "АССА". Но главное ведь память, правда?

Прослезившись от благодарности, мы честными, по-детски восторженными глазами смотрели на Фузеля. Стало удивительно тепло, словно от жара этого стоящего здесь котла. Так не хотелось уходить…

- В скором времени мы собираемся устроить рок-фестиваль. Вы приезжайте, ладно?

- До свидания, девщонки! - донесся нам вслед добрый голос Петровича. - Будем ждать в гости!

…Тем же вечером поезд вез нас в направлении столицы. Запах улавливался все труднее: Питер удалялся. Но воспоминания были еще свежи: город оставил на память фотоснимки, бесценную видеопленку, странное имя Фузель и адрес: Блохина, 15. А в плотно упакованной сумке лежала коробочка с видеокассетой…


После нескольких незабываемых дней, проведенных в городе на Неве, "девщонки" кое-что поняли…

Во-первых, одну простую истину - к людям нужно относиться с искренностью и честностью, и в мире тогда добрых людей станет больше. И неверно говорят, что в Москве все заполонили машины, не оставив места для хороших людей… Они есть. Правда, в Питере их чуточку больше. Возможно, всего на несколько человек, которых можно найти по адресу: улица Блохина, 15.

Во-вторых, неправда, что рок-н-ролл мертв. Он жив. И, потрескивая, теплится горячим угольком в маленькой кочегарке по адресу: улица Блохина, 15.

Еще говорят - Цой жив. Чистая правда! В этом "девщонки" тоже убедились. Память о нем не гаснет и освещает гостеприимную котельную по адресу: улица Блохина, 15…


< Начало раздела ¤ Дальше >

ПОСЛЕДНИЙ СЕАНС

Сна нет. Есть сон лет.
Кино кончилось давно…

"В двенадцать часов дня он вышел на улицу и направился в сторону вокзала. Никто не знал, куда он идет, и сам он тоже…" - внезапно всплыла в памяти фраза. Удивительно, но когда-то он мог вот так просто выйти на улицу и куда-нибудь пойти, куда глаза глядят и ноги ведут. Идти, посыпать пеплом бордюр, дышать ночью, зрачками отражать блеск небесных светляков, а где-нибудь за поворотом вдруг встретить знакомого и продолжить путь вместе. Мог… Когда-то очень давно… Фраза, так внезапно взбудоражившая воображение, не давала покоя. Кажется, она была из какого-то фильма. Точно. В той нашумевшей картине пришлось даже исполнять главную роль. Помнится, было легко: ведь он не играл. А если даже играл, то самого себя - только себя далекого, прошлого, того, кто просто мог выйти на улицу и пойти. А теперь не мог…

Странно, никогда не считал себя актером, но в последнее время почему-то стал прислушиваться к воплям, приветствующим его как новую кинозвезду. В чем-то они правы. Он действительно актер, а вся его жизнь - кино. Его кино было особенным, неповторимым, таким, где он был сам себе и актером, и режиссером. И он любил свое кино, часто прокручивал старую пленку на кинопроекторе воспоминаний, быстро перематывая темные, грустные фрагменты, нажимая на кнопку "стоп" в моменты солнечных слайдов, время от времени старательно вкраплял новые куски и крутил, и крутил скрипучую ручку маховика времени.

Предавшись грустно-приятному чувству, он продолжал ехать, максимально сконцентрировавшись на дороге. Он всегда был осмотрителен и осторожен… Приоткрыл окно, впустив в салон свежего воздуха. Запахло ранним утром, еще не сошедшим туманом. Все предвещало хороший день. Захотелось скорости, чтобы встречный ветер стремительно отгонял все мрачное, хотя бы сегодня, в этот так замечательно начавшийся день. Взревев мотором, машина помчалась по пустынному шоссе под барабанный бой летящих из-под колес мелких камней. И снова кино. В памяти все отчетливее стали проявляться новые кадры, совсем свежие. Он вспоминал свое последнее выступление. Так много народу! Огромное пространство, но в то же время тесное, словно улей. Люди, люди, - куда ни глянь, до самого горизонта. И все они кричат его имя. Поклоняются ему. Зачем? Разве он бог? Ему это нравится? Скорее, нет. Он не любил шум и суету… Разве он к этому стремился?

Тем временем машина набирала скорость. На счетчике горело "150". И все ускорялся полет мыслей. В голове, кажется, начинала складываться новая песня. Как всегда, о жизни и одиночестве. Никогда еще песня не рождалась так быстро. Она ему уже нравилась. Возможно, это была его лучшая песня. Оставалось лишь взять гитару и лист бумаги... Хочется ехать еще быстрей. Скорее. Скорее. Ведь уже совсем рядом. Скоро. Вон за тем поворотом.

Змейка узкого шоссе, извиваясь, резко заворачивала впереди. Он мчался, пристально всматриваясь в дорогу. Десять секунд оставалось до крутого поворота руля и еще минут десять до дома, когда его ослепил яркий свет. Что это? Легковушка? Автобус? Ни на что не похоже… Что-то огромное, монолитное, мало похожее на машину. Слишком быстро… За один миг перед глазами еще раз промчалась вся кинопленка жизни. Яркая, сверкающая, бесценная и короткая, - только в этот миг он осознал, как любит эту пленку, это свое КИНО. Ревущий зверь был уже совсем близко, уже скрежетал металлическими зубами, готовый проглотить. Что-то в нем было устрашающе-прекрасное… "Какой красивый кадр…" - только и успел подумать он.

Оглушительный удар вытолкнул наружу. Он вылетел из приоткрытого окна и продолжал лететь, поражаясь собственной легкости и невесомости. Не понял, что произошло… Поднимался все выше и выше, не оглядываясь и не смотря вниз. По пути горстями собирал небесных светляков, он ведь их так любил, так много о них пел. Сон ли это? Потянул руку к самому большому сияющему светляку. В ответ кто-то протянул широкую теплую ладонь и повлек за собой. Он подчинился. Мягкий свет осветил все вокруг. Стало легко и спокойно. Он улыбался… На этом кинопленка обрывается. Куда он ушел? Никто не знает… Когда-нибудь он сам об этом расскажет. Когда-нибудь. А пока… Стоп-кадр!

Фото Сергея Шапрана
Хостинг от uCoz